Авто Тюнинг в Киеве
Аэрография Внешний тюнинг Ксенон

Пример установки Ксенона в установочном центре

Свет ксеноновых фар уже давно стал привычен на украинских дорогах. Он перестал вызывать какие-то чувства, кроме, может быть, раздражения от ослепления у встречных водителей. Ксенон сегодня устанавливается практически во все автомобили, услуга эта уже не эксклюзивна, возникла и развивается целая отрасль сервиса. Однако устанавливается ксенон по-разному, и тут стоит прояснить ситуацию. В нашем материале будут отмечены особенности различных вариантов би-ксенона, которые приобрели популярность в последнее время. Не умаляя достоинств ксенонового света, подискутируем о его недостатках, упоминать которые пока не очень-то принято.

Что это такое автомобильный ксенон?

Термин “Ксенон” для обозначения автомобильных газоразрядных источников света прижился только в русском языке. За рубежом этот продукт называют аббревиатурой HID-lamp — лампа разряда высокой интенсивности (479). Источником света у них является не нить накала, а электрическая дуга в небольшой газоразрядной камере, наполненной смесью инертных газов. В состав этой смеси обычно, но совсем не обязательно, входит и ксенон, он тоже является инертным газом. Отечественные специалисты рекомендуют называть такие лампы металлогалогенными, но слово “ксенон” уже прижилось.

Для того, чтобы появилась дуга и лампа зажглась, нужно дать разряд между электродами камеры. Разряд обеспечивает специальное пускорегулирующее устройство, которое обычно выполнено в виде отдельного блока, устанавливаемого в подкапотном пространстве. Блок исполняет не только функцию поджига, но и регулировки параметров в процессе работы.

Таким образом, в комплект ксенонового света входят пускорегулирующие устройства, обычно по одному на каждую лампочку. Изначально установка автомобильного ксенона проводилась только на иномарки с раздельными фарами (разные лампочки и отражатели на ближний и дальний свет), причем фары менялись целиком. Если же фары не разделены, то в лучшем случае, дальний свет оставался галогенным. Но вот уже несколько лет существуют комплекты, предназначенные для установки ксеноновых лампочек в фары со штатной галогенной оптикой. Таким образом “ксено-низацией” были охвачены практически все модели автомобилей, вплоть до самых отечественных. Однако целесообразность последнего вида установки нередко ставится под сомнение. “За” и “против” установок разного вида будут еще обсуждаться далее.

Пример установки Ксенона в установочном центре

В прошлой публикации мы разобрались от чего ксенон голубой. Ныне это уже не совсем актуально, за последнее время налажено производство ламп, дающих немыслимую цветовую температуру -6000 К как на поверхности солнца. По мере повышения цветовой температуры источника света, ксенон становится все белее и белее. Так что “абсолютно белый” ксенон практически достигнут. Однако надо иметь ввиду, что все это актуально для новых лампочек, а со временем колба теряет былую чистоту, и чем старше, тем голубее свет.

Еще прошлая публикация научила нас не доверять галогенным лампочкам с красивыми большими буковками на упаковке, утверждающими, что внутри находится “Xenon” или даже “HID lamp”. Поскольку более мелкими буквами там обычно сообщается то, что по-русски звучит как “типа”, “как будто”, “совсем как” и т. д. А наяву получается “совсем не так”.

Основные неоспоримые достоинства ксенона: * низкое энергопотребление, “холодный” свет; * виброустойчивость и, как следствие, долговечность. Следующие достоинства ксенона иногда оспариваются специалистами: * повышенная яркость света и безопасность движения; * близость к солнечному свету по цветовой температуре.

Производят автомобильный ксенон следующие мировые производители: Hella, Osram, Philips, наш производитель — питерская компания “Союз-96”. Когда говорят о производителе ксенона, то в первую очередь имеют ввиду пускорегулирующие устройства. В производстве лампочек больше преуспели корейцы, большинство комплектов снабжается именно лампочками с Востока, хотя есть производство и в Германии.

Для осознания значения пускорегулирующего устройства можно провести аналогию с дросселем и стартером в изделиях для бытового освещения. Они обычно расположены внутри корпуса лампы, и такая конструкция существует уже много лет. Почему же ксеноновые автомобильные фары появились сравнительно недавно? Потому что разработать пускорегулирующее устройство для автомобильного напряжения питания оказалось не самым простым делом. При этом нужно было свести к минимуму время поджига и разгорания до номинальной яркости свечения, а также броски тока.

У миниатюрных ламп свои особенности. В частности, до сих пор стоит проблема ламп с двумя газоразрядными колбами для ближнего и дальнего света. Две колбы в одной из-за невозможности соблюсти температурный режим вместе не работают, и проблема совмещения ближнего и дальнего ксенонового света в одном рефлекторе решается иначе, об этом и поговорим.

Би-ксенон — просто модное слово?

На многих автомобилях 2002 года выпуска “Би-Ксенон” возможен, как дополнительная опция (а вот с “Би” ксенон употребим и за границей: Bi-Xenon). Напомним, что традиционно ксенон устанавливался только на ближний свет, и Би-Ксенон дает преимущество в дальнем свете. Как работает система “Би-Ксенон”, устанавливаемая на заводе (OEM)? Очень просто. Би-ксенон означает, что как ближний, так и дальний свет фары создаются одной металлогалогенной лампой. Конструктивно фара при этом может быть как рефлекторного, так и прожекторного типа. Последний вариант самый простой.

Внутри прожекторного блока располагается движущийся экран. Он выполнен с использованием соленоида, как на дверном активаторе, или вспомогательного мотора, двигающего экран между двух положений.

Vario-Xenon от фирмы Hella представляет собой свет фар будущего, который меняется в зависимости от целого ряда условий. Различные датчики регулируют распределение света в зависимости от внешнего освещения, скорости, положения рулевого колеса и, возможно, координат GPS. Единственная мощная ксено-новая лампа расположена не в фаре, свет поступает в фару через световод (тонковолокнистый оптический кабель), где с помощью системы линз формируется нужный пучок света.

Adaptive Forward Lighting (AFL) — это компромиссный вариант между Bi-Xenon и Vario-Xenon. Использует прожекторную фару Би-Ксенона, свет адаптируется в зависимости от скорости и положения руля. Фара при этом может вращаться до 15 градусов в каждую сторону. Вторая лампа в рефлекторной фаре светит на 90 градусов в сторону, помогая при прохождении поворотов.

Вот такие варианты Би-Ксенона стали уже реальностью. Если, конечно, не считать, что металлогалоген-ные лампы в отдельных фарах ближнего и дальнего света некоторые “несознательные личности” тоже называют Би-Ксеноном. Мода, ничего не поделаешь!

А в каком виде популярен би-ксенон у нас, в России? Пытаясь получить ответ на этот вопрос, мы натолкнулись на следующую информацию.

Компания STOPOL Group представляет на российском рынке автомобильных принадлежностей для поклонников японских технологий комплекты ксенонового света с функцией ближнего/дальнего света. В один комплект входят: жгут соединительных проводов, преобразователь, реле и сама лампа. Такой набор максимально облегчает процесс инсталляции.

Самые изысканные вкусы любителей тюнинга поможет удовлетворить цветовая температура — от 7500 К (голубой металлик) до 12000 К (ультрафиолет). На каждый комплект предоставляется гарантия сроком на 1 год.

Комплекты ксенонового света, что поставляются на российский рынок Стополом устанавливаются во многих сервисах и центрах. Например, в техцентре “Пионер”, что расположен в 17-м таксопарке.

Профессионального установщика, впервые переступившего порог этого техцентра удивит практически домашняя обстановка в боксе. Инструмент и комплектующие разложены по полочкам, каждый предмет на своем месте. По всему видно, что коллектив установщиков здесь сложился давно. Яков Фрейдман, старший мастер техцентра “Пионер”, наглядно продемонстрировал процесс установки современного би-ксенона на свой автомобиль Mitsubishi Carisma.

Мы покажем установку комплекта ксенонового света PHANTOM для ламп Н4, в галогенной лампе этого типа две нити накала. HID-лампа перемещается в пространстве с помощью специального соленоида таким образом, что газоразрядная камера может перемещаться между двумя положениями, соответствующими ближнему и дальнему свету. Если взять конструкцию за соленоид (фото 1) и легонько потянуть за провода, то колба подвинется из положения “ближний свет” до положения “дальний свет” (фото 2).

Пример установки Ксенона в установочном центреПример установки Ксенона в установочном центре

Комплекты ксенонового света с момента появления претерпели значительную модернизацию, -рассказывает Яков. — Это последняя модель би-ксенона, наиболее удачная, а раньше были другие конструкции. Была, например, модель, в которой соленоид двигал экран, который просто закрывал часть светового потока, формируя таким образом пучок ближнего света.

В настоящее время устанавливать ксенон стало проще, поскольку установочный комплект включает практически все необходимое для установки: кронштейны и двусторонние клейкие прокладки для крепления пускорегулирующих блоков, резиновые заглушки для крышек фар, стяжки для кабелей и даже саморезы — ничего не надо “изобретать”.

Однако стоит отметить, что электрические сигналы, включающие фары, могут различаться по полярности. Проводка комплекта рассчитана на два стандартных случая, для сигналов положительной полярности ничего изменять в ней не надо, в случае, если включение фары производится сигналом отрицательной полярности нужно “перевернуть” диод и колодку управления соленоидом (отрицательные сигналы любят японцы, вот и на данном Mitsubishi так было). Все это предусмотрено в проводке и делается без особых трудозатрат. Для человека грамотного не разобраться в трех контактах — все равно что заблудиться в трех соснах.

А в целом, особенностей в установке на конкретный автомобиль может быть довольно много, поэтому комплект этот для профессиональной установки. Для самостоятельной установки рекомендовать комплект в общем случае нельзя, несмотря на полную комплектацию всем необходимым. А наличие высокого напряжения в системе делает самостоятельную установку противопоказанной, о чем в инструкции дано соответствующее предупреждение.

Пример установки Ксенона в установочном центре

К качеству изделия последнее время претензий нет. Раньше, бывало, не заработает одна лампочка, но это выявлялось при установке, в процессе эксплуатации отказов никогда не было. С тех пор как введен фирменный контроль качества, о чем свидетельствует гарантийная наклейка с надписью на русском языке, отказов при установке больше не происходит.

Пример установки Ксенона в установочном центре

Итак, приступим! Первым делом определим места установки пускорегулирующих блоков. Радиус возможной установки блока ограничен длиной провода, соединяющего его с лампочкой.

Пример установки Ксенона в установочном центре Устанавливается ксеноновые лампочки вместо штатных галогенных, причем верх специально отмечен по-английски, чтобы не перепутать положение (фото 3). Закрепляется лампочка в посадочном месте полностью аналогично штатной (фото 4). А вот трехконтактный разъем, подключаемый к галогенной лампочке, стоит проверить на предмет полярности включения (фото 5).

После установки лампочки нужно поставить пускорегулирующий блок, или, если для проверки правильности коммутации требуется контрольное включение, куда-нибудь предварительно положить блок, соблюдая меры техники безопасности. Кстати, на блоке значится “HELLA Made in Germany” (фото 6). Силовая проводка на каждую лампочку (фото 7) включает реле и провода питания с предохранителем. Соединив все это, включаем... Есть! Даже на фотографиях (фото 8) видна благородная “голубая кровь” правой фары и “желтая” левой.

Пример установки Ксенона в установочном центреПример установки Ксенона в установочном центре

После такой проверки можно приступать к капитальной инсталляции. Один пускорегулирующий блок закрепился под блоком реле и предохранителей (фото 9), а другой прямо под воздуховодом, на самом входе он еще не горячий.

Пример установки Ксенона в установочном центреПример установки Ксенона в установочном центре

Круглые пластиковые крышки фар иногда могут вместить в себя разъем, но часто не могут закрыться даже без разъема, поскольку лампочка длиннее, к тому же надо выпустить провода. Если сделать в крышке отверстие (фото 10) и вставить специальную резиновую заглушку, тогда проблем не будет (фото 11). Далее следует прокладка проводов, закрепление реле и проводов, подключение (фото 12).

Пример установки Ксенона в установочном центреПример установки Ксенона в установочном центреПример установки Ксенона в установочном центре

Места установки блоков не имеют принципиального значения, — заметил Яков, — главное, чтобы не перегревался и не заливался. В общем, стандартные требования к любой электронике. Особое внимание следует обратить на прокладку проводов. Напряжение очень серьезное, в случае замыкания из-за перетирания изоляции провода блок может выйти из строя, а иногда одной искры достаточно для пожара.

Пример установки Ксенона в установочном центреПример установки Ксенона в установочном центре

В результате замены источников света, существенных изменений формы луча и светотеневой границы не произошло. Наблюдение было сделано у стены (фото 13). Установка проходила после рабочего дня и закончилась поздно, так что у автора инсталляции была возможность оценить достоинства комплекта би-ксенона PHANTOM H4 по дороге домой (на фото 14 автор вместе с произведением).

Наши друзья:
Домен зарегистрирован у регистратора Started
Технический тюнинг Тюнинг салона Тюнинг своими руками Чип-тюнинг